29 января 2016 г.

Как обшивали американцев,
спасали жителей Армении
и другие воспоминания об улице Мира

Улица Мира именовалась Лесной в 50-х годах. Теперь здесь расположены предприятия с женским трудом, сугубо мужские учреждения и доставляющие горожанам свет, тепло, голубое топливо


Административная часть

Строения улицы Мира отличаются разнообразием: здесь располагаются двухэтажные дома и коттеджи, дома современного типа, гаражи, магазины.
Протяженность автодороги улицы Мира составляет 4985 метров.
Вдоль улицы расположено 154 здания: 61 жилой дом, 93 нежилых.
Находятся шесть муниципальных учреждений: две спортшколы, два детсада, школа № 9, библиотека.
Застройка улицы началась в 1968 году с малоэтажных домов.

Сегодня рассказываем об участке улицы Мира от въезда в город до пересечения с улицей Гагарина.

Автоматизируют экскаваторы

Уже 40 лет «Рудоавтоматика», расположенная при въезде на улицу Мира с «киевской» трассы, сотрудничает с предприятиями горнодобывающей промышленности

Здание «Рудоавтоматики» (на карте 1) построено в 1976 году. Здесь разместилось управление предприятием. Рабочие, которые непосредственно занимались наладкой оборудования, находились на ГОКе. В 90-е такие услуги оказались невостребованными. В 1992 году директором предприятия коллектив избрал Виктора Сафошина. Под его руководством на предприятии решили, что пора производить устройства для управления экскаваторами, а не заниматься обслуживанием. Создали научную группу, пригласив инженерно-технических работников с опытом разработки и эксплуатации всех типов экскаваторов.
Теперь «Рудоавтоматика» разрабатывает, изготавливает и поставляет свою продукцию не только ГОКу, но и другим предприятиям горнодобывающей промышленности. Здесь работают 200 человек. Выпущено более 600 единиц продукции - оборудование для управления экскаваторами.
8 мая 1915 года, после скоропостижной кончины руководителя, предприятие переименовали. Теперь это «Рудоавтоматика» имени Виктора Васильевича Сафошина.

И в Армении спасали жизни

Расквартированный на улице Мира горно-спасательный взвод не раз вставал на защиту жизней горняков. Довелось нашим землякам и последствия землетрясения ликвидировать

Военизированный горно-спасательный взвод (на карте 2) создали для Михайловского ГОКа. Но вначале это был пункт, который дислоцировался в поселке Генеральском, потом - на улице XXI Партсъезда. В 1969 году на улице Мира для спасателей построили специальное здание и двухэтажные дома № 4, 6, где давали служебное жилье - сейчас это приватизированные квартиры. В 1988-м, когда построили ДОК и ФОК, сформировался отряд из двух взводов - семь десятков человек. Потом один взвод сократили. Сейчас здесь пять отделений, работают 47 человек. Обслуживают дренажную шахту.
Юрий Жаткин работает респираторщиком взвода с 1984 года: «Через два часа после взрыва в шахту идут не менее трех человек, проветривают, замеряют уровень загазованности. Если есть газы, выходим, через час идем второй раз и вновь замеряем. Потом - через восемь часов, а раньше - еще и через 24 часа.
В апреле 85-го людей спасали. После взрыва был субботник, жгли листву. Дым от костров пошел в шахту, рабочие решили сделать реверсию - направить дым в обратную сторону. А получилось, что загазовали всю шахту. Девять человек отравились, но мы успели спасти их. А одного вынесли мертвым».
По словам Александра Ельчанинова, командира железногорского горно-спасательного взвода, до 2007 года шахту часто затапливало. Были проблемы с вентиляцией на первом стволе. Обычно половина газов выветривается сразу, а половина - остается в трещинах. Из-за того, что не было хорошего подпора свежего воздуха, газ засасывался в шахту. «Сейчас идет нагнетательный способ проветривания. Из карьера ничего не попадает, а если попадает, быстро выходит. К тому же на МГОКе сменили взрывчатку. Теперь загазованности нет», - подытожил Александр Александрович.
В декабре 1988 года тридцать железногорских спасателей ликвидировали последствия землетрясения в Армении - 7 декабря там пострадали и погибли десятки тысяч человек. «Получили по 135 рублей командировочных и 8 декабря в четыре часа утра выехали в Курск, потом на самолете - в Ереван. Почти месяц мы были в городах Спитаке (эпицентр землетрясения) и Ленинакане, - рассказал Юрий Жаткин. - Жили в палатках. Один раз мылись в бане - нам пригнали железнодорожный вагончик, оборудованный под баню. Разведку проводили, потом разбирали завалы и вытаскивали трупы - их было очень много. Страшная картина! И живых находили. Помню девушку из канализационного люка вызволили, а она в состоянии травматического шока бросилась бежать от нас...»



На фото: Декабрь 1988-го, советская Армения, город Ленинакан. По словам Юрия Жаткина (второй слева), до землетрясения здесь была и сберкасса, и магазины, и жилой дом. За спасение людей железногорец Александр Солнцев (первый слева) получил орден «За личное мужество». Фото из архива Юрия Жаткина.

Один из детсадов забрали взрослые

Почти полтысячи детей сегодня принимают два дошкольных учреждения по улице Мира. Третье - бывший детсад - отдано под склады и контору охранников

«Искорка» - детский сад № 24 на ул. Мира, 9, - один из самых больших садов с бассейном (на карте 3). Его построили в Железногорске в 1981 году. Первая заведующая - Евгения Жарких. 4 ноября 1982 года первая медсестра детсада Галина Шишикина (она работает и сегодня) приняла первого ребенка в ясли - это был двухлетний Саша Евдокимов.
Сегодня в саду 13 групп с 350 детьми в возрасте от двух с половиной до семи лет, работает коллектив из 76 человек. В лихие 90-е из-за недобора воспитанников одну группу пришлось закрыть. «Зато мы оборудовали кабинеты рисования, логопеда и психолога, театральную комнату. Это было замечательно! - сказала Любовь Макеева, заведующая садиком. - А теперь, чтобы принять всех желающих, эти кабинеты пришлось упразднить».
На фото: Строители подарили детсаду № 24 Сказочный городок с горками, лестницами и теремками. К сожалению, сегодня от него остались развалины. Фото предоставлено детсадом № 24.

Детский сад комбинированного вида № 32 по улице Мира, 18/2 (на карте 5) сдали в эксплуатацию в 1990 году как ведомственный - для детей работников швейной фабрики. Поскольку воспитанников набиралось мало, одну группу изначально превратили в спортзал. В 1993 году сад передали муниципалитету, и почти все сотрудники ушли работать на фабрику, потому что там платили больше. В двух группах остались около 40 детей.
С 1 декабря заведующей детсадом работает Надежда Чернокур. «В этом же году выпустили педагогический класс, который почти в полном составе пришел к нам, - рассказала Надежда Ивановна. - Когда с набором детей были сложности, мы выходили из положения, принимая малышей в ясли. К нам приносили даже десяти- и девятимесячных младенцев».
Сейчас в садике на шести группах - две из них логопедические - работают 12 воспитателей. На их попечении 140 детей.

Детского сада № 27 по ул. Мира, 10/4, в Железногорске не существует (на карте 4). Собственник учреждения Михайловский ГОК закрыл его. Воспитанников перевели в соседний садик «Искорка», почти все сотрудники перешли на работу в комбинат.
Сегодня в здании разместились контора агрофирмы «Горняк», швейный цех (выпускают спецодежду для горняков), склады спецодежды завода по ремонту горного оборудования и МГОКа, частное охранное предприятие комбината.

С газом обращались на «Вы»

Старожилы газовой службы, расположенной на перекрестке улиц Мира-Рокоссовского, помнят времена, когда городу не хватало голубого топлива

Газовая служба в Железногорске (на карте 6) существует с 1965 года: вначале работали от облгаза, в 1971 году создан трест «Железногорскмежрайгаз». Тогда в горгазе - к нему относились Дмитриевский и Хомутовский филиалы - работали около сотни человек. В том числе - 25 сотрудников службы сжиженного газа, где были наполнительные станции, склады, газовозы. Здесь заправляли голубым топливом баллоны и развозили их по деревням.
Пенсионерка Вера Лазарева, проработавшая в горгазе 34 года, вспоминает: «Зимой был тяжеловато. Газа городу и району не хватало. На «Красной поляне» цыплят много было, как выведутся, больше тепла требовалось. Теплицы в Разветье - там выращивали огурцы, помидоры - много газа потребляли. Немало топлива брал завод ЖБИ - нужно было пропаривать строительные блоки, которые там изготавливали. Как включат все печи! Потом «Шанхай» стали газифицировать, люди отопительные котлы подключили...»
Первое время контора располагалась в полуподвальном помещении по улице XXI Партсъезда. В 1974 году газовики перебрались в новое здание по улице Мира. Наверху контора располагалась, внизу - мастерские, красный уголок, столовая, лаборатория, аварийно-диспетчерская служба, слесарная мастерская. По словам Веры Яковлевны, в мастерской колонки паяли - польское оборудование было надежнее, а отечественное часто из строя выходило.

Как рассказала Галина Ковалёва (она ушла на пенсию с должности начальника домовых сетей), возле конторы газовиков всегда благоухали цветы. По словам Галины Алексеевны, они сами привозили рассаду из питомника, сами сажали и ухаживали.
Первый руководителем горгаза был Андрей Папулов, потом 28 лет предприятие возглавлял Иван Кондрашов, теперь - Игорь Васьков. «Все такие молодцы, - сказала Галина Алексеевна - Они у нас прошли трудовой путь от слесарей и мастеров. Нам повезло работать в то время, тогда все помнили о безопасности и понимали, что с газом нужно обращаться на «Вы». В этом вопросе с нами заодно были и домоуправления, и городская власть.
На фото: Апрель 1974-го, субботник. Тогда, по словам Галины Ковалёвой (слева), улица Мира оставалась пустынной - ни предприятий на ней не было, ни девятиэтажных домов. Фото предоставлено Галиной Ковалёвой.

Отдавали дань моде

Швейная фабрика выпускала одежду модную по-советски и по-американски. А теперь там одевают военных

В октябре 1981 года в Железногорске открылся швейный цех. 30 человек работали в две смены в помещении строительной организации ЮВСК, когда прибавился еще один цех, перешли в соседнее помещение (теперь там «Вагонмаш»). 4 февраля 1984 года построили здание на улице Мира (на карте 7) и перебрались туда. Численность рабочих увеличилась до 1 700, работал раскройный цех, подготовительный участок, вспомогательное производство, цех ширпотреба, где шили спецодежду, фартуки, рукавицы, была работа для надомников. На фабрике выпускали мужские и женские куртки, плащи, пальто.
На фото: 1984 год.Символический ключ от новой фабрики вручили Валентине Чинякиной -тогда она была начальником швейного производства, сегодня возглавляет предприятие.

Директором строящейся фабрики и первым руководителем был Александр Сафонов. В разное время фабрикой руководили: Валерий Чигасов, Владимир Родин, Надежда Шульмина, сегодня - Валентина Чинякина.
 «У нас был свой экспериментальный цех, где мы разрабатывали свои модели, возили их на худсовет в Курск. До перестройки наши изделия пользовались огромным спросом, - отметила Валентина Ивановна. - Работал магазин, где продавалась одежда.
В 90-х годах фабрику приватизировали, работницам выдали акции, которые потом перекупил частник. Образовалось ЗАО «Финист». Фабрика стала шить форму для милиции, Министерства обороны, МЧС.
В 2000-м начали работать с американцами. По их лекалам (выкройкам - ред.) для одной фирмы шили куртки из болоньи и спортивные костюмы, для другой - изделия из сукна, шерсти, драпа. Они нам присылали сырье, фурнитуру. В то время, когда на нашей одежде было по 150 карманов и строчек, для них шили очень простые модели: пара карманов, главное - ткань. А цену они выставляли 99 рублей 99 копеек. Мы у них учились ценообразованию. Готовые изделия мы контейнерами отправляли в Америку, там их продавали в обычных магазинах».
На фото: Прежде этот фирменный знак швейной фабрики располагался на каждом изделии. Теперь остался только на входных дверях. 

В мае 2014-го фабрика в составе 340 человек перешла в холдинг легкой промышленности с головным предприятием в Питере.
Сейчас на предприятии работают более 500 человек. Как сказала Валентина Ивановна: «Одеваем солдатиков - шьем форму для Министерства обороны».
На фото: Наталья Николаевна Шевцова (справа) работает на швейной фабрике с самого открытия. Начинала контролером ОТК, сейчас - начальник раскройного цеха - самого ответственного и напряженного. Здесь 42 работницы - в том числе Нина Брусенцева (слева) - обеспечивают работой (выкройками) четыре сотни швей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий