15 сентября 2017 г.

Не было гаджетов, но было детство! Прекрасное

Своими воспоминаниями о детях 60-х делится Юлия Погодина, руководитель службы «Милосердие», депутат гордумы последного созыва, бывший директор лицея №5.


Школ не хватало катастрофически

Я в Железногорске с 1961 года, приехала и пошла в 4-й класс. Тогда была единственная школа №1, построенная в 1959 году. Это был улей: детей много, учились в три смены. Потом начали строить и вводить другие школы буквально каждые два-три года. Но площадей не хватало, и мы где только ни учились! Сидели на уроках по трое за столами, это уже потом парты появились. Под школу использовали дом №17 по ул.21-го Партсъезда. После этого пришлось поучиться и в восьмилетке — это нынешнее управление образования (а здание было построено под интернат, там такие маленькие помещения, буквально каморки были). Потом школа №2 построилась - нас, старшеклассников перевели в нее, а в восьмилетке остались младшие классы. После этого от второй школы «отпочковалась» школа №4, детей переводили целыми классами. Пятую школу я уже не помню, наш выпуск был в 1967 году.

Воспитание было трудовым

Что было интересного? Мы жили жизнью города, проблемами взрослых, трудились. В Железногорске тогда было много рабочих столовых, все они обеспечивались картофелем только благодаря школьникам. Мы работали на колхозных полях, убирали картошку. Такие были радостные поездки, полные автобусы, с песнями, а председатели привозили молоко, батоны... - в сентябре был сплошной трудовой праздник. Еще капусту убирали, огурцы — но это эпизодично. Веретенинский сад целиком посадили дети. Мы копали ямы, сажали. Все липы по улице Ленина от начала до улицы Комарова (тогда это был конец города) посажены детскими руками. Когда были неурожаи, собирали в лесу желуди для колхозных свиней.
Сбор желудей. Справа - Юлия Погодина.
Металлолом собирали, соревновались.
Помню, как школьниками работали на закладке озера. Это же был лог, заросший деревьями, по дну которого проходило русло речки Погарщины. Взрослые рубят деревья - мы таскаем в кучи. Водоем построили за несколько лет.
Еще занимались распространением книг. Книжный магазин был на теперешней Первомайской, в финском домике, потом его перевели на Ленина,16. Мы ездили по поселкам в рабочих автобусах, набирали книги пачками, возили в авоськах. Никакого бизнеса! Продавали по магазинной цене и возвращали деньги магазину.
Лучшие распространители книг на ступеньках школы №2. Юлия Погодина - в центре.

Игры - подвижными

Жизнь была интересная. На кольце в начале Ленина, где была старая автостанция, у нас вечером проходила игра вокруг клумбы под названием «Рыболов». Стоят трое, а двое ходят и захватывают себе третьего замком из рук. Вот таким образом проявлялись симпатии - кто кому нравится. Еще школьная молодежь ходила по улице Ленина. Тротуар был один. Тусовки интересные. Каждую субботу в каждой школе был вечер, как правило, тематический, потом танцы. Ходили все - кому куда нравится. Песни неслись из динамиков; «Черный кот», «Тереза», «Рыжик», «У моря, у синего моря», Робертино Лоретти. У нас были дружеские связи с другими школами, все всех знали.
Потом, когда начинался КВН, дружба кончалась. В первой школе был зал одновременно актовый и спортивный, а во второй — уже только актовый. Вот там проводили КВН-ы. Первая школа соревновалась со второй. А судить-то приходили взрослые люди — хирург Вьюшинский, рабочие с МЖК. Наши молодые родители тоже жили нашей жизнью, было замечательно. Было какое-то сплочение поколений. Стихи читали, концерты ставили - сначала в клубе «Горняк», потом в кинотеатре «Юность», потом во дворце культуры. Соревнования по волейболу-баскетболу проходили в школьных залах, приходили все — взрослые, дети, болели, кричали ура, поддерживали.
1967 год. Волейбольная команда.
На месте, где сейчас бассейн «Нептун», был ледовый каток, заливали лед, ставили деревянные горки — и мы уж там всё своими задницами отполировали. Нас оттуда выгнать было невозможно! Настолько было веселое, счастливое детство... У нас не было гаджетов, у нас было детство! Мы бы хотели приобщить и своих детей к такой жизни, но не удалось. А внуков — и подавно. Они живут не в семьях, а в виртуале.

Жизнь - прекрасной

Мои сверстники сохранили очень теплые воспомнинания, мы до сих пор встречаемся. В этом году у нас было 50-летие со дня окончания школы. Мы были третьим выпуском второй школы, нам по 67 лет, приезжают почти все — и местные, и из Уфы, Курска, Старого Оскола, Петербурга. Мы были ядром школы. Сейчас встречаемся — доктор наук и обыкновенный сторож, мы не различаемся, не кичимся заслугами. Любили поэзию, передавали друг другу стихи, писали в альбомы. В 60-х годах мальчишки воспитывались на мушкетерах и песне Высоцкого «Если друг оказался вдруг...» и Эдуарда Хиля «А если случится, что друг влюблен...» - вот на таком благородстве. Готовили транспаранты, с радостью ходили на демонстрации, сами убирали классы.
Учителя были молодыми, как сейчас сказали бы, креативными. Богословский Петр Николаевич, учитель физики, на новый год сделал деда Мороза-робота. Болоцкая Лариса Ивановна, учитель географии, очень хорошо рисовала, она такие украшения новогодние делала... Мы все до 10 класса на новый год приходили в костюмах. Последний год — мальчишки-мушкетеры (у Саши Ярославцева была мама-портниха, всем сшила костюмы), мы с подружкой были сестры-вишенки из Чиполлино. И пели в коллективах вокальных, читали стихи. Кино любили, за билетами в очереди стояли. Сидишь в кинозале, все знакомые, все на виду, город как одна семья.

Отношения - чистыми

Влюбленность скрывали. Приключилась история в первой школе. Дети пошли кататься на озеро на коньках - и провалился под лед четвероклассник, за ним полез девятиклассник Женя Корчагин — тоже провалился, тогда поползла Таня Нэйман — и вытащила обоих. Они с Женей одноклассники, и после этого случая у них родилась любовь (потом поженились). Открыто никто привязанностей не показывал, под ручку ходить — боже упаси. Кто кому симпатизирует, выяснялось на вечерах: кто кого приглашал на танцы, кого провожал. Женя с Таней встречаться начали тайно. Учитель физкультуры в первой школе Конорев Олег Тимофеевич хотел представить Таню к награде за спасение утопающих. Отказали: она этническая немка. Но он добился, в «Курской правде» был указ Косыгина о награждении Тани.
Изгоев в классах не было никогда. Приходили деревенские, так они нас за пояс могли заткнуть: Лида Суматохина из Ратманова, Коля Молов из Троянова.

Уроки - легкими

Все старались учиться, но никто особенно над уроками не корпел. Однако сдавали все экзамены по всем предметам - и после начальной школы, и после 8-го класса, и на выпуске.Тогда Дмитров приехал из Якутии. Ему сказали: «Жень, если ты верх не возьмешь над ними, то тебе каюк, все такие умные, такие сильные». Учились легко. Из нашего класса вышло три кандидата наук, один доктор наук, из 24 выпускников поступили в вузы 22. Модным был Днепропетровский горный, Московский горный, Курский педагогический, у нас семь человек педагогов стало. Учитель был престижной профессией. И учебники были хорошими.
1967 год. Выпускной.
Когда я стала заниматься с внуком, то поняла, что современные учебники написаны неизвестно для кого. Это убийственная проблема. Старые учебники были интересными, особенно, по естественным наукам — биология, зоология - читались на одном дыхании. А сейчас в учебниках столько терминологии, латыни, зауми - что детям неподъемно, неинтересно. Учебники заумные, не учитывают детской психологии, нет занимательных моментов, игровых - и много сухой науки. У нас и сейчас есть педагоги в городе, которые берут за основу советские учебники, например, Бархударов по русскому языку. Там идет сначало правило, потом упражнения на первичное закрепление, на вторичное, посложнее — 20 раз ребенок в той или иной форме повторит — уже не забудет. А сейчас нет системы.

А годы — самыми счастливыми

Думаю, что 60-е - самые счастливые годы были для народа: страна оправилась от войны, мы, дети не видели голода-холода, воспитание было трудовым, такой подъем духа в стране... Не было нынешней заорганизованности, страха за детей, мы были самостоятельными. поехали и поехали. Мы такие смешные были. На подарок первой учительнице сбрасывались копейками, набрали 90 копеек. Думали, думали, что бы купить — взяли в аптеке у Лазаря Моисеевича губную помаду (она тогда в аптеке продавалась). Она ради нас начала красить губы, а цвет был такой зверски красный...
Учителям покупали подарки недорогие, но чаще - цветы. На Генеральском сирень цвела... После выпускного ходили встречать рассвет на Дуб, к памятнику (кладбища там не было), пешком, босиком, оттуда доползали никакие. Потом уже стали ходить на озеро.
Мы поминаем всех, кто ушел в другой мир — учителей, школьных друзей. Мой друг, он полковник, живет в Рязани, сделал такие экспозиции по нашей встрече замечательные, а кандидат наук Коля Постников подготовит брошюру о нашем выпуске с фотографиями.

Подготовила Любовь Имекина. Фото предоставлены Юлией Погодиной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий